Подведены итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов «Современное состояние и перспективы развития педагогических технологий в образовании».
22 апреля в Институте педагогического образования и социальных технологий ТвГУ состоялся финал конкурса научно-исследовательских работ студентов «Современное состояние и перспективы развития педагогических технологий в образовании». (Организатор Конкурса - к.п.н Креславская Татьяна Алексеевна).
Сегодня перед педагогами встает проблема освоения новых технологий. Почему необходимо осваивать новые технологии? Новизна всегда привлекает обучающихся, способствует развитию мотивации познавательной деятельности. Чем разнообразнее и богаче опыт педагогов, тем вероятнее, что в своей профессиональной деятельности они будут более свободны в выборе педагогических средств, обоснованно и творчески решать педагогические проблемы. Осваивая новые технологии, педагог находит для себя источник развития творчества.
Конкурсные работы представили студенты 2, 4 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование», «Начальное образование и иностранный язык (английский)», «Изобразительное искусство». Было представлено 22 работы.
В состав конкурсной комиссии входили: И.Д. Лельчицкий - Директор Института педагогического образования и социальных технологий, А.П. Сильченко - канд. пед. наук, М.А. Крылова- канд. псих. наук.
По результатам защиты работ были определены победители:
I место - Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Кузьминова И. А., Руденко А. А., 4 курс),
II место — Концепция «Пять точек опоры» (Л.И. Маленкова) (Антошкина Е., Николаян В.- 2 курс)
III место — Гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского (Чмыханкова М., Шишкина П., Пахомова А., Жидкова У.- 2 курс)
III место —Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайера (Ширина С., Бакулина К., Королева А., Журавлёва А., Кабанова Я.- 2 курс).
В своих работах конкурсанты рассмотрели требования стандартизации образования, которые предполагают задачу гарантированного достижения заранее заданных результатов. Получить такие результаты позволяет использование педагогических технологий.
Студенты обосновали актуальность проблемы педагогических технологий, о чем почти двадцать лет назад убедительно обозначил В. А. Сластенин. Понятие “технология” обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что побуждает ученых и практиков:
1) находить основания результативной учебной деятельности;
2) строить ее на интенсивной, то есть максимально научной, а не экстенсивной (ведущей к неоправданным затратам сил, времени, ресурсов) основе;
3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый результат;
4) опираясь на прогнозирование и проектирование, устранять вероятность коррекции в ходе учебного процесса;
5) в наибольшей степени информатизировать обучение и автоматизировать рутинные операции и т. д.
Анализ разработок по проблеме педагогических технологий позволил конкурсантам выделить ряд общих положений, которые заключаются в том, что педагогическая технология:
− отрицает педагогический экспромт в практической деятельности и переводит ее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе;
− предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание взаимодействия учителя, учащегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов;
− предусматривает объективный контроль качества полученных результатов (усвоения учебного материала, развитие личности в целом) с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев;
− разрабатывается на основе принципа системности и целостности, то есть изменение хотя бы одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других. Так, изменяя цели, мы должны ориентироваться на новые результаты, планировать последовательные действия по их достижению и соответствующие им средства контроля и коррекции и т. д.
Поздравляем победителей, проявивших незаурядный исследовательский талант и творческие способности!