Кейс-чемпионат по психологии молодежного экстремизма в образовательной среде на основе опроса студентов
24 марта 2025
Кейс-чемпионат по психологии молодежного экстремизма в образовательной среде на основе опроса студентов
В марте 2025 г. на базе ИПОСТ Тверского государственного университета был проведен опрос на тему «Экстремизм и терроризм в образовательной среде», разработанный студенткой I курса Направления 4.04.01 Педагогическое образование Профиль "Менеджмент в образовании" Кристиной Алексеевной Седовой, под руководством кандидата педагогических наук Татьяны Алексеевны Креславской.
В данном опросе приняли участие 86 студентов. Респонденты выделили несколько значимых факторов, способствующих распространению экстремизма и терроризма среди молодежи. Наиболее заметным фактором оказалось распространение радикальных идей в интернете и социальных сетях, о чем отметили 67,9% участников опроса. Это подчеркивает важность медиаобразования и критического мышления в образовательной среде, так как интернет служит основным каналом, способствующим распространению деструктивных идей.
Подавляющее большинство (76,1%) респондентов считают проблему экстремизма и терроризма в молодежной среде актуальной для России.
Знание законодательства и умение сотрудничать с родителями и специалистами оказались менее приоритетными.
Высокий приоритет, отданный формированию критического мышления и навыков анализа информации (72,6%), что демонстрирует осознание необходимости психологических и когнитивных инструментов для противостояния экстремистским идеям. Умение анализировать информацию (64,3%) помогает учащимся не только распознавать манипуляции со стороны экстремистов, но и развивать собственную независимую точку зрения. формирование критического мышления - это инвестиция в будущее, позволяющая молодым людям быть устойчивыми к дезинформации и экстремистской пропаганде, способными принимать взвешенные решения и активно участвовать в построении здорового и толерантного общества.
Наиболее эффективными формами работы для профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде были названы:
- Проведение тематических уроков и внеклассных мероприятий (57,1%).
- Приглашение экспертов и представителей различных конфессий (60,7%).
- Реализация социальных проектов, направленных на укрепление толерантности и межкультурного диалога (59,5%).
Эти формы работы помогают создать более открытое и информированное образовательное пространство. Тем не менее, некоторые очень важные аспекты, такие как взаимодействие с родителями и организация дискуссионных клубов, были оценены как менее эффективные.
На вопрос «Считаете ли вы себя достаточно подготовленным к работе по профилактике экстремизма и терроризма в образовательной среде?» 36% ответили, что скорее нет, чем да, ведь им мне не хватает знаний и практических навыков. 34,9% считают больше да, чем нет, но необходимо больше информации. Лишь 11,6% уверены в своих знаниях и умениях и 9,3% совершенно не готовы к такой работе. Следовательно, существует серьезная потребность в разработке образовательных программ и тренингов, которые смогут поддержать педагогов в этой чувствительной области. Для повышения готовности к контрэкстремистской деятельности важно создавать среду, в которой педагоги смогут обмениваться опытом, получать доступ к актуальным ресурсам и, прежде всего, быть вовлечёнными в практические занятия, направленные на развитие необходимых навыков.
Опрос показал, что студенты осознают актуальность проблемы экстремизма и терроризма, понимают основные факторы, способствующие их распространению, и готовы поддерживать профилактическую работу. Однако, существует потребность в дополнительном обучении и подготовке будущих педагогов для эффективной работы в этом направлении.
После обработки результатов был разработан и проведен кейс - чемпионат по профилактике экстремистских настроений молодежи в студенческой среде.
В ходе мероприятия студенты решали кейсы по психологии молодежного экстремизма в образовательной среде. В мероприятии приняли участие студенты 3 курса направления Педагогическое образование профиль «Начальное образование и иностранный язык (английский)».
В рамках мероприятия студенты будущие учителя начальных классов получили уникальную возможность погрузиться в актуальную проблему — молодежный экстремизм и его влияние на образовательную среду. Основной целью встречи было изучение кейсов, связанных с этой темой, и разработка возможных решений, на основе данных опроса студентов.
Студенты разделились на группы, каждая из которых получила свой кейс для анализа. Задачей было выявить основные проблемы и предложить решения.
Каждая группа представила свои выводы и предложенные стратегии. Обсуждение решений вызвало интересную дискуссию среди участников. Участники отметили важность создания безопасной и поддерживающей образовательной среды для предотвращения молодежного экстремизма.
Студенты также составили «портрет экстремиста», обсудили наиболее опасный подростковый возраст и причины, по которым люди становятся экстремистами.
В ходе кейс-чемпионата у студентов сложилось комплексное понимание психологических механизмов, лежащих в основе молодежного экстремизма, и развились навыки критического анализа и профилактики этого явления.