6 и 7 декабря состоялась Православная Международная научно-практическая конференция «Пастырь добрый»
10 декабря 2024
6 и 7 декабря 2024 года преподаватели, студенты, магистранты и аспиранты Института педагогического образования и социальных технологий, а также коллеги из дошкольных образовательных учреждений Тверского региона приняли участие в работе XХI Торопецкой Свято-Тихоновской Православной Международной научно-практической конференции «Пастырь добрый» («Малая Родина – сила России»).
6 декабря 2024 года в рамках заседания секции «Социальные и культурные вызовы эпохи перемен: история и современность» (руководители – канд. пед. наук, доцента В.А. Ершов; канд. пед. наук, доцент С.Н. Добросмыслова; ассистент кафедры «Социальная работа и педагогика» Е.А. Маркова) студенты и преподаватели кафедры «Социальная работа и педагогика» обсудили специфику социальных и культурных вызовов в эпоху перемен (смены социокультурных парадигм и ценностных ориентиров).
Студенты 2 и 4 курса направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа» рассмотрели вопросы, связанные с современными тенденциями социальной работы с различными группами населения: пожилыми людьми, инвалидами, детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Доклады выступающих также были посвящены генезису профессиональной социальной работы и особенностям социального служения в разные исторические периоды. Отдельное внимание было уделено проблемам современной семьи, традиционным ценностям семьи, популяризации отцовства в воспитании ребенка и роли повышения родительской компетентности в современных условиях.
На завершающем этапе работы секции было отмечено, что во всех представленных к обсуждению докладах отражен высокий уровень подготовки авторов; выступающие акцентировали свое внимание на актуальных вызовах современного общества, перспективах их развития и мерах по профилактике этих вызовов в самых разных социальных средах и возрастных группах. Мы благодарим студентов и преподавателей за участие и желаем дальнейших научных успехов!
Отрадно, что круг участников конференции постоянно расширяется. В этом году в ее работе впервые приняли участие педагоги и психологи дошкольных образовательных организаций г. Твери. 6 декабря 2024 года на базе МБДОУ детский сад №96 г. Тверь (бульвар Ногина, дом 6, корпус 5) прошло заседание секции «Русская классическая литература в ДОУ: читаем всей семьей» (модератор – руководитель городского методического объединения педагогов-психологов дошкольного образования, педагог-психолог МБДОУ детский сад №96 г. Твери О.П.Почкаева). В рамках заседания секции были затронуты актуальные вопросы приобщения детей дошкольного возраста к чтению, ознакомления детей с произведениями русской классической литературы. Выступающие поделились опытом привлечения родителей воспитанников к семейному чтению, рассказали о проведённых мероприятиях, подчеркнули важность этой работы. Русская классическая литература является благодатным материалом для приобщения детей к традиционным семейным ценностям, культуре нашей многонациональной страны и ее истории. Потому так важно начинать эту работу как можно раньше.
Работа конференции продолжилась 7 декабря 2024 года в онлайн формате.
В рамках заседания секции «Культура и искусство малой родины: педагогические инициативы молодых» свои научные доклады представили аспиранты ТвГУ и магистранты программы «Педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства» (руководитель — доктор филологических наук, профессор Е.Г. Милюгина). В Год семьи молодые ученые сосредоточили свое внимание на проблеме становления творческой личности в условиях домашнего обучения и проанализировали ресурсы и риски соответствующих семейных и педагогических инициатив.
В обсуждении проблемы «юный гений в семейном контексте» А. Иванова, Н. Андрух и А. Кравченко актуализировали ресурсы семейного обучения и творческой атмосферы семьи. Риски формирования гения в условиях противостояния ценностных приоритетов и бытовых реалий проанализировали А. Ефимова, А. Кузьмина, М. Иванова и М. Рудь. К концепту учителя, способного восполнить духовные и материальные дефициты семьи, обратился А. Мерзликин в анализе музыкально-педагогической деятельности мецената Н.С. Зверева и ее уникальных результатов. Схожие тенденции А. Желагина выявила в деятельности С. А. Рачинского и его школы, воспитавшей художника Н.П. Богданова-Бельского; М. Комин — в педагогической деятельности писателя В. Крапивина и созданном им литературном типаже командора. О творческом преломлении этих ценностей в современной педагогике искусства на примере собственного опыта рассказали В. Штуко, Т. Карпухина и А. Дубинина.
В рамках заседания секции «Сохранение традиционной идентичности: культура в контексте духовной безопасности» (модераторы — канд. филол. наук, доц. С.Е.Горшкова; канд. филол. наук, доц. Л.Я. Мещерякова) научная дискуссия касалась вопросов обеспечения духовной безопасности в детской и молодежной среде. Научные доклады представили аспиранты, а также магистранты 1 и 2 курсов магистерской программы «Педагогическое обеспечение религиозной безопасности молодежи в поликонфессиональном обществе». Были рассмотрены вопросы, связанные с профилактикой религиозного экстремизма в молодежной среде (доклады Д.Г Шмелева, К.Р. Виноградовой, М.С. Розова), а также подготовка будущего учителя в аспекте противодействия деструктивной религиозной идеологии (доклад аспиранта 1 года обучения В.В. Герасимова). Обобщение отечественного и зарубежного опыта в сфере педагогической профилактики религиозного экстремизма отражено в докладе Е.В.Трегубовой. Стендовый доклад был представлен Н.А.Моисеевой. Магистрантка рассматривала особенности новых религиозных движений со скрытой религиозной доктриной и их деструктивное влияние на школьную молодежь.
Целый ряд докладов был посвящен вопросам сохранения традиционной идентичности, формированию духовных ценностей в детской и молодежной среде, а также проблемам семейного воспитания. Стратегиям формирования представлений о традиционных семейных ценностях в условиях сельской школы был посвящен доклад В.С. Кленина. Интересные формы работы по формированию представлений о традиционных религиях у молодежи в условиях волонтерского центра были представлены в докладе А.Ю. Левчук. В рамках стендовых докладов рассматривались следующие вопросы: формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у детей 5-7 лет в системе дополнительного образования (Д.И. Чеснокова); воспитательный потенциал произведений древнерусской литературы в аспекте формирования представлений о традиционных российских ценностях у школьников (А.В. Жижина) и сохранение религиозно-культурной идентичности в условиях инокультурной среды (бакалавр теологии М.Г. Плотникова, г. Ош, Кыргызстан).
В докладе независимого магистранта, исследователя из Москвы Н.А. Пшеницыной прозвучали интересные идеи развития художественного восприятия мультфильмов в контексте духовно-нравственного воспитания младших школьников. На завершающем этапе работы секции был представлен стендовый доклад доцента С.Е. Горшковой, посвященный духовно-нравственному воспитанию в аспекте трансформации смыслов, а также доклад доцента Л.Я. Мещеряковой, в рамках которого рассматривались фундаментальные духовные ценности на Руси как основа сохранения традиционной идентичности.
Мы благодарим всех участников, желаем успехов в научной деятельности и приглашаем к участию в Международной конференции «Пастырь Добрый» в 2025 году!