Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×
×

Институт педагогического образования и социальных технологий

Новости

Студенты посетили выставку в Тверской областной картинной галерее «Художник. Жизнь в музее»
Назад

Студенты посетили выставку в Тверской областной картинной галерее «Художник. Жизнь в музее»

12 апреля 2022

Студенты Института педагогического образования и социальных технологий посетили выставку в Тверской областной картинной галерее «Художник. Жизнь в музее»

Студенты 2 и 4 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство» посетили выставку "Художник. Жизнь в музее" в Тверской областной картинной галерее под руководством кандидата педагогических наук Татьяной Алексеевной Креславской в сопровождении старших преподавателей Дарьи Александровны Борисовой и Алёны Дмитриевны Васильевой

85 лет назад в Твери возникла Картинная галерея – постоянная площадка по изучению и собирательству предметов изобразительного искусства, вместилище художественной памяти региона.  Предмет выставки, организованной к юбилею галереи, – анатомия творчества художника, показанная через вечные сюжеты: личность творца, профессия, ближайшее окружение. Собрание галереи позволяет проследить развитие этой темы с XVIII века.

Так, экспозиция демонстрирует, как развивался жанр автопортрета, начиная с автопортрета И.М. Верзина (1780-е гг.). Эту линию продолжают живописцы XIX века, связанные с тверским краем: А.Б. Куракин и А.В. Тыранов. Расцвет автопортрета в ХХ веке приносит целый ряд замечательных произведений, изображающих известных деятелей того времени.

Исключительно важен жанр автопортрета. Картинная галерея много лет собирает подобные свидетельства творческой жизни, но еще никогда они не выставлялись здесь настолько полно. Готовность к разговору с самим собой – своего рода аттестат зрелости для художественной школы, к которой относится мастер, поскольку автопортрет – трудная задача, доступная далеко не каждому. Передача внешности сама по себе здесь не столь существенна, важнее внутренний мир творца, который художник представляет на суд зрителя, делясь с ним размышлениями и чувствами. 

Мы можем видеть, как развивался этот жанр, начиная с автопортрета И.М. Верзина (1780-е гг.), линию которого продолжают живописцы XIX в., связанные с Тверским краем, будь то уездные художники, любитель-помещик А.Б. Куракин или самый успешный из учеников Венецианова А.В. Тыранов. Расцвет автопортрета в ХХ в. приносит целый ряд замечательных памятников, изображающих Р.Р. Фалька, С.И. Лобанова, В.Д. Королёва, братьев С.П. и А.П. Ткачевых, Вл. Серова, И.Г. Фрих-Хара, А.М. Сперанского, Е.И. Зверькова и др.

По-своему важно для понимания темы выставки проникновение в святая святых художника – в его мастерскую, «место силы», место размышлений, уединения и воплощения замыслов. Художник в ходе создания картины, его посетители и их реакция на увиденное, атрибуты труда живописца, сама мастерская как действующее лицо художественного процесса – сюжет, который открыл в тверском искусстве Н. Я. Колокольников-Воронин в 1820-х годах. Эту тему на выставке трактуют, в частности, работы В.Е. Маковского, Н.Я. Симонович-Ефимовой, Н.И. Андронова, В.А. Серова, Н.Л. Цикулиной, В.Б. Эльконина. Раскрытие темы в экспозиции поддерживает инсталляция, созданная из предметов мемориального фонда Картинной галереи.

Среди источников вдохновения художника всегда находились близкие ему люди. Поэтому столь часто на полотнах мы видим жён, детей, родителей. Открываясь работами Н.Я. Колокольникова-Воронина и А.Б. Куракина, тема продолжена в живописи М.Ф. Шемякина, Н.М. Позднеева, Н.А. Комиссарова, М.П. Холодной, С.В. Герасимова, А.Ф. Дубова и других авторов. Любит и изучает художник также и мир, окружающий его, отсюда – популярность работ на пленэре, которая является укоренившейся традицией русской школы живописи. На Тверской земле расположен Дом творчества «Академическая дача им. И. Е. Репина», основанный в 1884 г. и ставший центром притяжения для художников из разных уголков России. В экспозиции можно увидеть пейзажи и жанровые композиции, созданные в этих «благословенных местах».

Рассказ о профессии художника несут в себе и предметы декоративно-прикладного искусства. Отголоски темы мы видим в керамических блюдах Г.Ф. Камардиной, вазах Н.А. Коковихина, декоративных скульптурах М.П. Холодной. Все эти авторы владеют собственным образно-художественным языком, неповторимой манерой, способностью к неожиданной трактовке сюжета и приоткрывают для нас кулисы таинства творения.


Поделиться: