Фирсов Михаил Васильевич
Должность: профессор кафедры социальной работы и педагогики
Академический ранг: доктор исторических наук, профессор
Образование:
Email: mihail_firsov@mail.ru
Образовательная деятельность
Обеспечение учебных курсов «Трансверсальная социальная работа», «Теория социальной работы», «Инновационная работа с молодежью», «Методы исследования в социальной работе», «Консультирование в социальной работе».
Монографии
Социальные услуги населению в сфере социального обслуживания: независимая оценка качества. Бабакаев С.В., Виноградова М.В., Долгорукова И.В., Каурова О.В., Киреев Е.Ю., Колударова С.В., Малолетко А.Н., Сизикова В.В., Танатова Д.К., Тимошина Е.Н., Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Юдина Т.Н. Коллективная монография / Москва, 2017.
Фирсов М.В. Философские дискурсы в теории познания ХХ века/ Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография, колл. авторов., под общей редакцией Г.П. Медведевой. М.: РУСАЙНС. 2016. -232 с.
Firsov M., Namestnikova I., Studenova E. Reference points for the design and delivery of degree programmes in social work. Publicaciones de la universidad de Deusto, 2013. 108 p.
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г., и др. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «социальная работа». Университет Деусто 2013.- 114 с.
Фирсов М.В. Методологические основы институализации социальной работы. М.:МГСУ «Союз». 2000. - 36 с.
Фирсов М.В. Исторические парадигмы социальной политики в России/ Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография /Под общ. Ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во «Союз», 2000. С. 136-160.
Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.: МГСУ «Союз». 1996.- 448 с.
Публикации в рецензируемых журналах ВАК МОН РФ (2013-2017 гг.)
Фирсов М.В., Лельчицкий И.Д. Проблемы сопоставимости парадигм социальной педагогики и социальной работы в контексте дискурсов идентичности. ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2017. № 3. С. 247-257.
Фирсов М. В., Юдина Т. Н., Черникова А. А. Особенности процессов инкапсуляции в условиях многовекторных координат российского общества. УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2017. Том 12, № 3. С. 30-41
Фирсов М.В. Анатолий Викторович Мудрик: Человек, Педагог, Эпоха (Опыт имплицитного автобиографического восприятия Мастера)// ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2016.№4. С.46-52
Фирсов М.В. Добромыслова С.Н. Ходарина Е.В. Постмодернистские дискурсы теории познания социальной работы// ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2016. №3 С. 186 -198
Фирсов М.В., Мороз М.В., Ходарина Е.В. Модернистские дискурсы теории познания социальной работы ХХ века //ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2016. №3. С. 198-208
Фирсов М.В., Шимановская Я.В., Тяпкина Т.Ю. Двадцать пять лет социальной работы в России в контексте процессов десоветизации и постмодернистского познания.//СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИОЛОГИЯ. 2016. Т. 15. № 4 (117). С. 161-169
Фирсов М.В., Галасюк И.Н., Мороз М.В., Ходарина Е.В. Российская модель социальной работы в контексте исторических общественных трансформаций. ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ», 2016. №2. С.186-195
Фирсов М.В., Ларионов А.А. Теологические христианские концепты в донаучных подходах к теории помощи//ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ».2015 №3.С. 202-212
Фирсов М.В., Мороз М.В. Историческая эволюция подходов к методам диагноза и оценки в теории и практике психосоциальной работы за рубежом. ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»2015 №3. С. 212-222
Фирсов М.В., Киселева Е.А., Добромыслова С.В. Мировоззренческие основания зарубежной и отечественной постмарксистской социальной педагогики. Кросскультурный анализ. // ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ», 2015,№4. С.269-309
Фирсов М.В. Рецензия на книгу: активизация в социальной работе с семьей/ под ред О.И. Бородкиной, В.А. Самойловой. Спб-Скифия принт, 2013, - 176 с. // ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ 2015. ТОМ XVIII. №5(82) С. 218-221
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студёнова Е.Г. Стандартизация профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей: зарубежный опыт // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 1 С.93-106
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студёнова Е.Г. Философия и методология настройки образовательных программ: новые подходы // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА (ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ). 2013. № 2
Фирсов М.В., Наместникова И.В. , Студенова Е.Г. Разработка профиля образовательной программы по направлению социальная работа: опыт совместного проекта европейской программы Tempus «Tuning Russia» //ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ», 2012 №9, С.139-155
Фирсов М.В., Наместникова И.В. Предметное пространство социальной работы как основа профиля образовательной программы: реализация совместного проекта европейской программы Tempus «Tuning Russia» //ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА (ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ). 2012. № 2 с.118-121
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г. Методология «Tuning Russia»: настройка образовательной программы высшей школы по направлению «социальная работа». //ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА 2012, №6. С. 23-33
Фирсов М.В. Исторические тенденции становления профессиональной социальной работы во Франции на рубеже XIX–ХХ вв. //ВЕСТНИК МГОУ, СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2012, №4. С.46-50
Фирсов М.В. Основные тенденции теории и практики социальной работы во Франции в период между двумя мировыми войнами// ВЕСТНИК МГОУ, СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2012, №5.С. 56-61
Фирсов М.В. Становление социальной защиты и социальной работы во Франции в 40-50-е годы ХХ столетия// ВЕСТНИК МГОУ, СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ», 2012, №5. С.67-70
Фирсов М.В., Наместникова И.В. , Студенова Е.Г. Компетентностный подход в образовательных программах высшей школы по направлению социальная работа: когнитивная модель (опыт реализации совместных европейских проектов программы ТЕМПУС «BACHELOR CURRICULUM IN SOCIAL WORK» И «TUNING-RUSSIA» В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЛАСТНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) //ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ», 2011. №26. С. 180-189
Фирсов М.В., Наместникова И.В. , Студенова Е.Г. Отечественные и зарубежные подходы к разработке системы компетенций для бакалавриата социальной работы.// ВЕСТНИК МГОУ. СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ». 2011 №4 С.109-116
Фирсов М.В. Социальное образование в контексте болонских процессов: навстречу двадцатилетия социальной работы и социальной педагогики. Критический подход //ВЕСТНИК МГОУ. СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2011 №2 С.163-170
Фирсов М.В. Практика становления социальной педагогики в Древней Спарте // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2011. № 4. С. 108-114
Фирсов М.В. Трансверсальный подход в отечественной социальной педагогике и социальной работе.//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2011, №1, ИЗД-ВО МАНПО, С.15-21
Публикации в сборниках конференций (2013-2017)
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г., Бирюкова Р.М. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОМПЕТЕНЦИЯМ В БРИТАНСКОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ//МОЛОДЕЖЬ В XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ: МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. МУРМАНСК: МГГУ, 2014. Т.1. С.23-34
Фирсов М.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//ИНТЕГРАЦИЯ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. СМОЛЕНСК: СПДС, 2014. С.20-40
Фирсов М.В., Надюк Р.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 25 ЛЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОИСКОВ/ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ОСОБОГО РЕБЕНКА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. СБОРНИК СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДОВ В РАМКАХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ МОСКОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИНСТИТУТА СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА. М: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016, С. 4-21
Фирсов М.В. ТРАНСВЕРСАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПАРАДИГМАМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРЕМА ДИВЕРГЕНЦИИ/ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ: МАТЕРИАЛЫ XIX МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 25-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (25 МАРТА 2016 Г.): СБ. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] / ПОД РЕД. Л.В. МАРДАХАЕВА. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО РГСУ, 2016, С. 15-23
Фирсов М.В. Философия светской и церковной социальной работы в контексте современного образования. Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917-2017 гг.- осмысление истории: материалы XXV Международных образовательных Рождественских чтений. Москва, 26 января 2017 г.- Москва.: РУДН, 2017.- с. 184-190
MIKHAIL FIRSOV, SIZIKOVA VALERIYA, ALEXEY LARIONOV AND ANNA CHERNIKOVA. SOCIAL WORK WITHIN THE STRUCTURE OF SOCIALORIENTED CONFESSIONAL EDUCATION/ Journal of Global Research in Education and Social Science 9(2): 65-75, 2017 ISSN: 2454-1834 International Knowledge Press www.ikpress.org
Фирсов М.В. Социальная работа в контексте парадигмальных изменений. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Материалы Международной научно-практической конференции 25 апреля2017г., Россия, Махачкала. – Изд-во ДГУ, 2017, С. 100-107
Фирсов М.В., Лельчицкий И.Д. Приоритетные проблемы исторической реконструкции социально-педагогического процесса В сборнике: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2017. С. 11-15.
Фирсов М.В. Теорема идентичности как система соизмеримости парадигмы социальной педагогики и социальной работы. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОКИ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. /Материалы XX международных социально-педагогических чтений 24 марта 2017 года Под редакцией Л.В. Мардахаева R U 1 SCIence RU-SCIENCE СОМ Москва 2017. С. 30-36
Фирсов М.В., Фирсова Д.В. Особенности институционализации социальной педагогики в Великобритании. /СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ИСТОКИ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. /Материалы XX международных социально-педагогических чтений 24 марта 2017 года Под редакцией Л.В. Мардахаева R U 1 SCIence RU-SCIENCE СОМ Москва 2017. С.139-143
Mikhail Firsov, Svetlana Fomina, Anna Chernikova Theological knowledge of modern Russia: problems of the institutionalization/ Economic and Social development. 25 International Scientific Conference on Economic and Social Development –XVII International Social Congress (ISC-2017). Book of Abstracts. Р.108
Mikhail Firsov, Svetlana Fomina, Anna Chernikova Theological knowledge of modern Russia: problems of the institutionalization Economic and Social development. 25 International Scientific Conference on Economic and Social Development –XVII International Social Congress (ISC-2017). P,792-801
Участие в ведущих и рецензируемых научных изданиях
- Член редакционной коллегии научного журнала «Психология» МГОУ (рецензируемый ВАК МОН РФ)
- Член редакционной коллегии научного журнала ЦИТИСЭ (рецензируемый ВАК МОН РФ)
Гранты, проекты (название, год, форма участия)
- Проекта Темпус «Bachelor Curriculum for Social Work» Европейский Совет 2009-2012 Координатор проекта со стороны РФ
- Проект ТEMPUS "Tuning Russia" Европейский Совет 2010 -2013 Руководитель группы «Социальная работа»
- Transnational Academic Careers in Child and Youth Welfare. Европейский Совет 2012-2015 Руководитель группы со стороны РФ
Экспертная деятельность
Член Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК МОН РФ)
Награды
- Медаль «За трудовое отличие» Президиум Верховного Совета СССР 1986
- Медаль «В память 850-летия Москвы» Правительство Москвы 1997
- Почетная грамота Ученого совета Московского государственного социального университета. Московский государственный социальный университет 1998
- Диплом II степени по итогам общеуниверситетского конкурса научных работ. Московский государственный социальный университет 1998
- Медаль «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина» Академия Российской словесности 1999
- Благодарственное письмо Комитета социальной защиты населения Москвы Комитет социальной защиты населения города Москвы 2000
- Почетная грамота Министерства труда и социального развития Российской Федерации Министерства труда и социального развития Российской Федерации 2001
- Серебряный Почетный знак имени Петра Великого «За достижения в социальном образовании» Московский государственный социальный университет 2001
- Диплом II степени за участие в конкурсе «Концепция отечественного социального образования» Московский государственный социальный университет 2002
- Нагрудный знак «10-летие РАГС» Российская академия государственной службы при Президенте РФ 2004
- Нагрудный знак «Отличник погранслужбы III степени» Голицынский институт ФСБ России 2005
- Нагрудный знак «75 ГПИ ФСБ России» Голицынский институт ФСБ России 2005
- Нагрудный знак «Отличник погранслужбы II степени» Голицынский институт ФСБ России 2006
- Диплом II степени по итогам институтского конкурса за лучшую научную работу. Голицынский институт ФСБ России 2007
- Почетная грамота Московского государственного областного университета Московский государственный областной университет 2008
- Памятная медаль «90 лет пограничным войскам» ГПИ ФСБ России 2008
- Медаль «Подвижнику просвещения». В память 300-летия М.В. Ломоносова. Общество «Знание» России 2011
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации Министерства образования и науки Российской Федерации 2011
- Диплом Московского государственного университета за развитие научного потенциала МГОУ Московский государственный областной университет 2014
- Благодарственное письмо Епископа Смоленского и Вяземского Смоленская Православная Духовная Семинария 2014
- Cеребряная медаль имени императрицы Марии Федоровны «За социальное служение» Российский государственный социальный университет 2016
- Почетная грамота Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы 2016
- Благодарность за участие в организации чемпионата по стандартам World Skills по компетенции «Социальная работа» Оргкомитет World Skills Russia РГСУ 2017
Часы приема директора ИПОСТ по личным вопросам
понедельник 14.00-16.00
четверг 10.00-12.00
Информация
Адрес: 170021, г.Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24
Деканат: +7 (4822) 52-09-79 (доб. 101, 105, 107)
Email: pedagog@tversu.ru
График работы дирекции
понедельник 9.00-17.00
вторник - пятница 9.00-16.00
суббота 9.00 - 13.00
График работы со студентами
Ведущий документовед очной формы обучения Федорова Ирина Алексеевна
вторник - пятница 12.00-16.00,
суббота 9.00 - 13.00
Ведущий документовед заочной формы обучения Алексеева Алена Юрьевна
понедельник - пятница 12.00-16.00