Круглый стол «Мир детства и культурные ценности человечества: Фольклор и литература народов России»
1 июня 2022
Круглый стол «Мир детства и культурные ценности человечества: Фольклор и литература народов России»
31 мая в Институте педагогического образования и социальных технологий ТвГУ состоялось заседание круглого стола на тему «Мир детства и культурные ценности человечества: Фольклор и литература народов России» (автор идеи и руководитель проекта - д. филол. н., проф. Е.Г. Милюгина). Дискуссии по проблеме вхождения детей в мир национальной и общечеловеческой культуры и освоения ими духовного наследия человечества стали в ИПОСТ ежегодными. Свои доклады на заседании представили студенты 4 курса очной формы обучения (44.03.05 Педагогическое образование; Начальное образование и иностранный язык).
Нынешнее заседание посвящено Году культурного наследия народов России, что определило проблематику докладов и педагогических и методических проектов. Д.Ю. Чистякова и Л.А. Шпигель познакомили участников круглого стола с образом трикстера Шурале - центрального героя татарских народных и литературных сказок. А.А. Соколова проанализировала возможности использования фольклора народов нахско-дагестанской группы для формирования представлений младших школьников о культуре народов Кавказа. Проблема формирования уважительного отношения младших школьников к культуре народов России в процессе знакомства с фольклором и литературой народов Урала стала ключевой в докладе Е.М. Смирновой и Д.А. Кулешовой. О формировании нравственных ценностей младших школьников в процессе ознакомления с фольклором и литературой народов Поволжья рассказали собравшимся В.А. Рябенко и К.П. Белоусова. Проект формирования читательского интереса младших школьников в процессе знакомства со сказками финно-угорских народов представили К.Ю. Зимина и Ю.В. Лесничевская. Систему занятий по формированию читательского кругозора младших школьников при знакомстве с фольклором и литературой народов Сибири презентовали Д.А. Григорьева и Я.А. Климова. Важнейшей задаче начального образования - формированию этнокультурной и экологической компетенций младших школьников - посвятил свой доклад В.А. Гобов, раскрыв эту проблему на примере ознакомления детей с чувашским фольклором и литературой.
В дискуссии участники обсудили художественное своеобразие фольклорного и литературного наследия народов России и его неисчерпаемый воспитательный потенциал и определили продуктивные технологии формирования поликультурной компетентности и этнической и национальной идентичности обучающихся.